Описание
ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ШАТЛЕН СТУДЕНЧЕСКОГО СОЮЗА
Серебро, проба 800. Патина, следы бытования. Лента с цветами студенческого союза. Отличное состояние.
Историческая справка
Традиции милитаризма, пронизывавшие всю многовековую историю многочисленных германских государств, не могли остаться невостребованными в молодежной среде, которая в силу своего выбора в пользу получения высшего образования была, пусть даже и временно, лишена возможности носить униформу и обладать оружием. Стремление приобщиться к воспеваемым идеалам рыцарства сформировало особое отношение большинства немецкой молодежи к неотъемлемым атрибутам воина – отличительному костюму, отдаленно похожему на военную форму и личному оружию как средству показать свою доблесть и отстоять честь.
Неудивительно, что различные ритуалы формировались и крепли на протяжении двух веков, а точнее, с 1815 года, когда в университете г.Йена под патронажем тогдашнего Великого герцога Заксен-Веймар-Эйзенахского Карла Августа (03.09.1757-14.06.1828) появились первые студенческие ассоциации, получившие название “Буршеншафтен” (Burschenschaften), что можно перевести как “братства”. В 1818 г. было создано Всегерманское студенческое братство (Allgemeine deutsche Burschenschaft).
Вскоре эти элитарные объединения, пронизанные духом юношеского максимализма, были созданы практически во всех германских университетах. Их отличительными чертами стали патриотизм, романтизм, а также следование рыцарским и христианским традициям. Основой политического мировоззрения стала идея объединения германских земель, столь актуальная для немцев после прокатившихся по Европе наполеоновских войн.
После создания Германской империи в 1871 г. на смену былому романтизму пришел дух национализма и пангерманизма. Это обстоятельство в определенной степени повлияло на отношение властей к студенчеству – известен портрет короля Пруссии и императора Германии Вильгельма II, запечатлевший кайзера в студенческом облачении – головном уборе “штюрмер” и ленточной перевязи.
Дальнейшая судьба братств была историей взлетов и падений, милостей и репрессий со стороны властей.
Неспокойные времена Веймарской республики парадоксальным образом стали периодом возрождения немецкого студенчества. В условиях коллапса экономики и нестабильности политической системы, поставивших некогда могущественную Германскую империю на грань гражданской войны, многие представители молодежи сделали ставку на получение качественного высшего образованияи и с еще большим энтузиазмом и энергией принялись изучать и развивать ритуалы германского студенчества, а также следовать многовековым традициям, включая и неотъемлемую их часть в виде ношения специальной экипировки. Например, значки студенческих братств появились ориентировочно в 1780 г. и изначально представляли собой несколько переплетенных литер, соответствовавших названиям университетов. Позже вензели стали представлять собой аббревиатуры названия ассоциации в сочетании с буквами “v, c, f” или “e, f, v”, которые являлись начальными буквами следующих латинских или немецкоязычных девизов.
Начиная с 1820-30-х гг. вензель в большинстве случаев заканчивался восклицательным знаком, происхождение которого имеет несколько толкований. Значок братства являлся неотъемлемой частью студенческой экипировки. Он наносился на пивные кружки и винные бокалы, вышивался на флагах и фуражках (отдельно или в обрамлении венка из листьев), крепился на ленты. Вензель в обязательном порядке изображался после подписи студента, если тот заполнял документ от лица своего братства.